О возрождении Соловков рассказывает выставка в столичном "Фотоцентре"

28.11.2012
Источники: Телеканал «Культура» / Седмица.Ru

МОСКВА. В столичном «Фотоцентре» открылся сдвоенный фотопроект «Возрождение Соловков». В аду, который большевики устроили на этих островах, чудом сохранялся подвижнический дух этого места, сохранялся упрямым, неугасимым, иногда еле тлеющим угольком. Сберегалась особая сила, которая уже в наше время собирала вокруг себя энтузиастов, людей, неравнодушных к истории России. О первых временах возвращения Соловкам их исконного значения и о современной жизни обители рассказывают две выставки, тематически и художественно связанные между собой.

Авторы снимков – это девять фотографов из России, Греции и Украины, монахи и миряне. 

Как сегодня выглядит соловецкий монастырь, можно увидеть на 500-рублевой банкноте нового образца. А можно прийти на эту выставку и все увидеть совершенно другими глазами – лучших советских и российских фотографов. Которые, начиная с 60-х, последовательно снимали то, как менялись Соловки. Вот такими их увидел классик советской фотографии Виктор Охломов. Соловки тогда были «черно-белыми» не только на пленке, но и в жизни. Первых – тайных – советских паломников встречали величественные развалины святого острова. Это была эпоха, когда Соловки как бы открывали заново.

«Та эпоха, когда на Соловки поехали романтики, реставраторы, историки, архитекторы, тайные паломники, когда на месте руин стали появляться очертания храмов, когда появился музей, когда на Соловках стала возрождаться жизнь духа», – рассказывает кандидат исторических наук, руководитель Соловецкого морского музея Алексей Лаушкин.

Соловецкая фотография уже давно превратилась в отдельный самостоятельный жанр. Виды острова снимали практически все именитые современные фотографы. Но главные на этой выставке вовсе не они, а два никому неизвестных в мире фотографии, да и вообще – в мире – фотографа. Оба они не приехали на выставку, потому что уже много лет живут не в миру, а в монастыре. Соловецкий монах Онуфрий уже много лет работает монастырским фотографом, занимается этим профессионально. Рядом с его снимками –кадры, сделанные афонским схимонахом Паисием, с которым он никогда не встречался. Монастырская жизнь на греческом Афоне и на Соловках – похожи, поэтому на этой выставке их решили поместить рядом, чтобы сравнить. Всеволод Бабицкий лично знаком с автором афонских фотографий, отцом Паисием, поскольку сам прожил на Афоне 8 лет. Но монахом не стал, стал фотографом.

«Для меня, конечно, Афон – такой прекрасный мир, – признается фотограф Всеволод Бабицкий. – Я когда приехал туда в 12 лет впервые, мне хотелось фотографировать все, что я видел. Свободы в плане того, чтобы фотографировать, мне давало то, что я там жил. Монахи относились к этому так: в общем, мальчик бегает, фотографирует, что на него обращать внимание».

Афонской фотографии уже много лет. Еще в XIX веке в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре была одна из лучших в Европе фотолабораторий. Сегодня эту традицию продолжают на русском острове в Белом море.